Добро пожаловать на Форум по станкам с ЧПУ!

Ремонт подшипников шпинделя 1Е61МТ

Тема в разделе "Оборудование, комплектующие, оснастка, инструмент", создана пользователем Ignat22, 6 фев 2020.

  1. Ignat22

    Ignat22

    Регистрация:
    21 янв 2013
    Сообщения:
    66
    Симпатии:
    0
    Попытка отрегулировать передний подшипник привела к тому, что шпиндель стал крутиться от руки очень туго.
    Ослабление регулировки ничего не дало, т.е. при ослаблении затяжки появлялся зазор между подшипником и конической втулкой, а зазор между валом и подшипником отсутствовал. Решил разобрать, посмотреть состояние, вдруг там уже ремонт требуется..
    Неисправность очень странная, потому что до регулировки шпиндель легко крутился от руки при включении нейтрали ручкой "перебор". Теперь вал проворачивается только с приложением огромных усилий.
    Вскрытие показало, что втулка обхватила вал так, что снимать пришлось с рычагами в виде отверток, ключей и т.п. В конце-концов забил в разрез втулки лезвие ножа, после чего втулка легко снялась руками. Когда нож убрал, зазор схлопнулся до нуля.
    Как могло произойти сие чудо - мне не понятно.
    Вал тщательно обмерил микрометром.
    Задняя шейка - 0,1мм от номинала 50мм, царапинки под подшипником присутствуют, ногтем чувствуются, если провести вдоль оси, поперек царапин. Микрометр выработку не показывает. Т.е. на открытых поверхностях и на поцарапанных диаметр 50мм без 10 соток.
    Передняя шейка - то же самое, только размер от номинала минус 15 соток. С некоторой вероятностью на поверхностях скольжения иногда получаются измерения на полсотки меньше, чем на открытых поверхностях.
    В связи с этим вопрос - чем загладить эти царапины? И надо ли? Может полирнуть пастой ГОИ?
    Втулку решил профрезеровать по линии разреза дисковой фрезой 1мм, но сначала разжать по диаметру, чтобы можно было руками одевать без фанатичного применения силы. потом пришабрить на месте, уже в передней бабке, постепенно поджимая.
    Для разжатия втулки использовал кусок шланга с наружным диаметром около 60мм, сухой песок, пару обрезков кругляка и пресс, очень кстати собранный всего неделю назад.
    Попытка надеть втулку на шпиндель руками показывает, что отверстие имеет овальность, меньший диаметр в плоскости, перпендикулярной разрезу втулки.
     
    Разжимал зазор в разрезе до 4-5мм, если убрать нагрузку сразу, возвращается к исходному размеру.
    Разжал снова, дал постоять полчасика. Зазор стал равен примерно 1 мм, втулка легко одевается на шпиндель, теперь буду регулировать и шабрить по месту.
     
    Из чего по-быстрому соорудить шабер при помощи болгарки, сварки, сверлильного станка и точила?
    За более чем полвека жизни шпиндель скорее всего ремонтировали перешлифовкой, оттого, видимо, и размеры шеек на 0,1 и 0,15мм меньше номинальных.
    Это не печалит, но биение в конусе Морзе в 2.5 сотки совсем не радует.
    Реально будет убрать это биение какой-нибудь самодельной внитришлифовальной приспособой после шабрения и регулировки подшипников шпинделя? Или оставить как есть?
     
    Фтографии в теме про станок: Поиск на форуме, вам в помощь!

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  2. amtt

    amtt

    Регистрация:
    1 апр 2012
    Сообщения:
    125
    Симпатии:
    0
    Никаких абразивов. Можно слегка пройтись шабером из быстрореза вдоль оси шпинделя.
     
  3. Ignat22

    Ignat22

    Регистрация:
    21 янв 2013
    Сообщения:
    66
    Симпатии:
    0
     
    На заводе все посадочные поверхности шпинделя изготавливались шлифовкой, почему теперь шлифовка ему повредит???
    Шабер больше царапин сделает, как мне кажется. Тем более закалка у шпинделя под бронзовые втулки скорее всего больше 60 ед.
    Короче, царапинки на шпинделе загладили шкуркой на 800 оборотах. Шкурка такая мелкая, что только по надписям понял, где сторона с абразивом, а где нет.
    Теперь царапины на ощупь практически не ощутимы, визуально, конечно, видны.
    Сильная вещь 16К25 - шпиндель от 1Е61М легко берется в патрон, как обычная рядовая деталька...
    Теперь на дружественном предприятии делается планшайба под гродненский патрон 200мм, в маркировке патрона присутствует буква П и Знак Качества СССР, не иначе он был изготовлен в свое время какповышенной точности...
    Огорчает факт наличия биений в конусе Морзе у шпинделя порядка 2,5 сотки, выявленный еще до разборки, видимо появился от перешлифовок шеек шпинделя в его прошлой жизни.
    Бороться с этим как? Реально поправить?
     
  4. vagner

    vagner

    Регистрация:
    17 окт 2012
    Сообщения:
    1.171
    Симпатии:
    0
    Великоват для этого станка.
    Втулку шабрить на краску, если хорошо выйдет тогда думать за перешлифовку Морзе. вполне можно выполнить, но надо ли, что за работы будут в центрах? Обычно с внутренним конусомработ мало, только если цанговый ставить. Но для малых диаметров обработки деталей в цанге, на втулках особо шпиндель не разгонишь.
     
  5. amtt

    amtt

    Регистрация:
    1 апр 2012
    Сообщения:
    125
    Симпатии:
    0
    При этом не возникает шаржирования абразивом металла по причине микроподач круга.
    40-45 HRC
    Излишняя низкая шероховатость только вредит смазке
    Фортуна поможет на месте.
     
  6. Ignat22

    Ignat22

    Регистрация:
    21 янв 2013
    Сообщения:
    66
    Симпатии:
    0
     
    Хотел поточить шпиндель на настольный шлифовальный в центрах.
    Пожалуй, можно невращающийся центр перешлифовать и пометить установку в конус.
     
  7. Ignat22

    Ignat22

    Регистрация:
    21 янв 2013
    Сообщения:
    66
    Симпатии:
    0
    Так ведь не каждый день станок включаю. Только для собственных нужд, без серийного производства в две смены.
     
  8. Виктория74

    Виктория74

    Регистрация:
    20 сен 2012
    Сообщения:
    161
    Симпатии:
    0
    Ignat22 , посмотрел фото подшипников ! там в прорезях пазах должны вставляться пластины толи из картона толи из какойто пластмассы .
     
  9. Waran4ik

    Waran4ik

    Регистрация:
    7 июн 2012
    Сообщения:
    573
    Симпатии:
    0
    Подскажите на 1Е61МТ какой подшипник переднего шпинделястоит? ( марка??) говорят 3182114. Его размер 110мм / 70мм . у себя мерю 95мм/ 63мм как быть??????
     
  10. Ignat22

    Ignat22

    Регистрация:
    21 янв 2013
    Сообщения:
    66
    Симпатии:
    0
    У 1е61мт шпиндель на бронзовых подшипниках скольжения.
    Подшипник, номер которого вы приводите, имеет коническую посадку внутренней обоймы: http://www.podshypnik.info/index.php?zid=bearing_info&standart=gost7634&bearing=3182114
    Если у вас в передней части шпинделя есть конусная поверхность, а в передней бабке посадка подшипника цилиндрическая, то у вас 1е61м. Без "Т".
    Если шпиндель не имеет снаружи конусных поверхностей, а имеется конус в передней бабке, значит это 1е61мт с бронзовыми подшипниками скольжения.